|
Мир информатики, 1-2 ступень |
Методические рекомендации |
Программный комплекс "МИР ИНФОРМАТИКИ" рассчитан на
использование в начальном звене общеобразовательной школы в пропедевтическом курсе информационной
подготовки, которая будет продолжаться на всех последующих ступенях образования. Комплекс носит
инновационный характер, синтезируя как передовые научные идеи и подходы в обучении информатике, так
и опыт педагогов-практиков, основываясь на реалистичных взглядах на возрастные возможности и
образовательные потребности учащихся младшего звена, специфику развития их мышления, внимания и других
психических процессов и функций в условиях компьютеризированной учебной деятельности.
Комплекс направлен на реализацию следующих целей обучения информатике:
развитие представлений об информационной картине мира, общности закономерностей информационных процессов
в системах различной природы;
формирование представлений о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых
процессов в постиндустриальном обществе и ценностного отношения к ним;
выработку стабильных навыков получения и обработки информации, ориентированной на запросы личностного
развития;
развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;
пропедевтику дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни.
Авторы исходили из приоритета интеллектуального развития младших школьников перед другими задачами обучения.
Комплекс ориентирован на развитие логического и комбинационного мышления, начал алгоритмического мышления у
детей 6-9 лет, навыков работы с компьютером (восприятия информации с экрана, ее анализа, управления мышью и
клавиатурой) и креативной деятельности с использованием компьютера, формирование понятий информации и
информационного процесса, представлений об информационной картине мира, о значении информации,
информационных технологий в обществе, знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными
устройствами, основными приемами работы в среде Windows, со стандартными приложениями Windows для
вычислений, редактирования текста, создания графических изображений, знакомство с возможностями сетей и
Интернет, подготовкой, отсылкой и получением электронного сообщений, просмотром Веб-страниц развивающего и
учебного содержания.
Программное обеспечение, представленное на диске, предполагает 3 варианта использования:
1) в учебном классе во время урока под руководством учителя;
2) в домашних условиях при выполнении домашнего задания под контролем родителей;
3) в домашних или классных условиях при самостоятельных занятиях с компьютером или проведении досуга.
Поскольку условия обучения информатике в школах различны, в обучении используется разная техника, разное
количество часов выделяется в разных классах, различна подготовка учителей информатики, очень разный
начальный уровень у детей, ЭП предполагает вариативное применение. Во-первых, оно рассчитано на компьютеры
минимальной конфигурации. Во-вторых, по содержанию оно представляет собой конструктор, из которого учитель
(и ученик) отбирает для себя самое нужное, и в том порядке, который представляется ему оптимальным.
В первую очередь данный компакт-диск поможет в работе начинающему слабоподготовленному учителю.
В соответствии с образовательными ступенями и возрастной периодизацией формирования психической сферы
учащихся программное обеспечение имеет следующую направленность: развитие логического и комбинационного
мышления, начал алгоритмического мышления у детей 6-9 лет, навыков работы с компьютером (восприятия
информации с экрана, ее анализа, управления мышью и клавиатурой) и креативной деятельности с использованием
компьютера, формирование понятий информации и информационного процесса, представлений об информационной
картине мира, о значении информации, информационных технологий в обществе, знакомство с функциональной
структурой компьютера и его основными устройствами, основными приемами работы в среде Windows, со
стандартными приложениями Windows для вычислений, редактирования текста, создания графических изображений,
знакомство с возможностями сетей и Интернет, подготовкой, отсылкой и получением электронного сообщений,
просмотром Веб-страниц развивающего и учебного содержания. По составу медиаобъектов в программном
обеспечении преобладают интерактивные тренажеры, медиалекции также тяготеют к интерактивности.
Количество текста, предназначенного для прочтения минимально, он озвучен и снабжен гиперссылками на
графические иллюстрации. Контроль учебной деятельности ведется по факту просмотра медиалекций и по
количеству итераций тренажеров.
Комплекс не содержит программного обеспечения сторонних фирм (операционных систем, систем программирования,
офисных программных средств и т.п.). Его интерфейс адаптирован к возрастным особенностям учащихся.
Комплекс имеет каталожную расширяемую структуру, т.е. допускает легкое добавление в комплекс новых
тренажеров и развивающих игр, модификацию рубрик каталога при последующем расширении.
Основная рубрикация комплекса основывается на тематическом планировании курса информатики по классам
(циклам)
|
|